ХРАМ ВО ИМЯ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА г.ПОЛЕВСКОЙ

Мой Бог - Бог страждущих

Он прожил на свете всего 24 года, но его короткая жизнь и творческая судьба до сих пор удивляют любителей русской словесности. Юного поэта, совсем еще мальчика, называли своим учителем знаменитые русские символисты, его цитировали революционеры-демократы, ему пытались подражать декаденты. А он был, прежде всего, христианским поэтом.

Семен Надсон родился в декабре 1862 года, а уже в январе 1887 умер от туберкулеза. В 1885 году вышел первый сборник его стихов, принесший шумную славу. Академия наук удостоила Семена Яковлевича Надсона Пушкинской премии. При жизни поэта полный сборник его стихов издавался 5 раз.

Мать Семена рано умерла от чахотки, и сам он с детства страдал от болезней легких. Физические немощи и страдания наложили глубокий отпечаток на его личность и творчество. Надсон был поэтом одной темы, певцом одной ноты. Эта тема была – сострадание к людям и любовь ко Христу.

Когда душа твоя истерзана страданьем

И грудь полна тоской, безумною тоской, -

Склонись тогда пред Тем с горячим упованьем,

Кто - кротость и любовь, забвенье и покой.

Откинь в уме твоём возникшие сомненья,

Молись Ему, как раб, с покорностью немой -

И Он подаст тебе и слёзы примиренья,

И силу на борьбу с безжалостной судьбой…

Надсон был одним из тех русских поэтов, чье творчество направляла «духовная жажда». Он мыслил свою жизнь как служение Богу, как смиренный путь по крестному пути вслед за Христом.

Нет, перед Ним я нем!.. Глубокое сознанье

Моей ничтожности смыкает мне уста, -

Меня влечёт к себе иное обаянье -

Не власти царственной, но пытки и креста.

Мой Бог - Бог страждущих, Бог, обагрённый кровью,

Бог-человек и брат с небесною душой, -

И пред страданием и чистою любовью

Склоняюсь я с моей горячею мольбой!..

Надсон продолжал в русской литературе традиции Некрасова, Тютчева, Достоевского… В поэзии Надсона звучали некрасовские ноты сострадания к русскому народу, вера, как у Достоевского, в его духовные силы и призвание.

Вслед за своими великими учителями он показал образ Христа, идущего с крестной ношей по Руси. Страждущего и сострадающего людям Бога, о котором однажды так хорошо сказал Тютчев:

…Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя…

В 16 лет Надсон написал поэму «Молодая христианка», которая поразила современников искренностью и силой веры. В те годы, когда среди образованных молодых людей в России в моду входил атеизм, юноша Надсон открыто восхищался красотой и величием души христианских подвижников.

В руках распятие сжимая,

В седых стенах тюрьмы сырой

Спит христианка молодая,

На грудь склонившись головой.

Бесплодны были все старанья

Ее суровых палачей:

Ни обещанья, ни страданья

Не сокрушили веры в ней…

И вот, полна святым желаньем

Всё в жертву небу принести,

Она идет к концу страданья,

К концу тернистого пути...

…Глубокой древности сказанье

Прошло седые времена,

И беспристрастное преданье

Хранит святые имена.

Простой народ тепло и свято

Сумел в преданьи сохранить,

Как люди в старину, когда-то,

Умели верить и любить!..

(Молодая христианка)

Надсон был не только духовным и гражданским поэтом, он был прекрасным лириком. Но его лирика тоже была особой – она была пронизана христианскими мотивами. Евангельские сюжеты, глубоко пережитые в сердце, он перелагал в прекрасные поэтические строки.

Есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов…

В такой-то стране ароматною ночью,

При шепоте лавров и роз

Свершилось желанное чудо воочью:

Родился Младенец Христос.

Надсон жил слишком мало, и его поэтический талант не успел раскрыться со всей полнотой и силой. Но личность его оказалась настолько цельной и самостоятельной, что у юного поэта появились подражатели при жизни, а еще больше – после смерти. Ряд исследователей творчества поэта считают, что на любовь к Надсону его современников оказали влияние особые черты его характера: живой нрав, чувство юмора, сострадательность и доброе сердце.

По словам Короленко, «В нескольких выдающихся стихах Надсон заинтересовал читателя особенностями своей поэтической личности. Читатель его узнал, в его индивидуальности, и полюбил, полюбил известное лицо».

Надсон был искренним церковным человеком и стремился жить по христианским заветам. Своей поэзии он дал такое определение:

Я плачу с плачущим,

Со страждущим страдаю

И утомленному я руку подаю…

Он очень любил русскую литературу, христианскую по своей сути, особенно Лермонтова и Достоевского. Вслед за предшественниками-классиками он считал, что наш падший и пошлый мир спасет - любовь. Памяти Достоевского Надсон посвятил такие строки:

…Но есть иная власть над пошлостью людской,

И эта власть - любовь!.. Создания искусства,

В которых теплится огонь ее святой,

Сметают прочь с души позорящие чувства;

Как благодатный свет, в эгоистичный век

Любовь сияет всем, все язвы исцеляет,-

И не дрожит пред ней от страха человек,

А край одежд ее восторженно лобзает...

О своей обреченности Надсон знал и относился к предстоящей смерти спокойно. В своей автобиографии он написал: «В 1884 году начал умирать. Затем – честь имею кланяться». Он умер в Ялте, куда друзья перевезли его, чтобы морской южный климат смягчил страдания от туберкулеза.

Смерть Надсона поразила современников выражением всеобщей любви к поэту. По пути следования тела в Петербург его сопровождали толпы почитателей, начальник Юго-Западной железной дороги, будущий всесильный министр С. Ю. Витте, предоставил бесплатный вагон, в Петербурге после отпевания в Троицкой церкви молодежь несла тело до Волкова кладбища на руках…

Молодые люди читали стихи Надсона, которые звучали, как завещание:

…Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

19.08.2015 19:35
639

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!