ХРАМ ВО ИМЯ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА г.ПОЛЕВСКОЙ

Дворянин, предприниматель и либерал

Тип статьи:
Авторская

В южной части Полевского, рядом с Петро-Павловским храмом, расположен дом, связанный с именем известного уральского промышленника и благотворителя Алексея Турчанинова. В советское время в нем располагались детский сад № 1, туристический клуб, коммунальная служба, а затем помещение было заброшено. Сегодня в нашем обществе разгорелся спор: а нужна ли Полевскому память о Турчанинове, которая могла бы быть выражена, в том числе, в сохранении данного сооружения? Что знают потомки о человеке, благодаря талантам которого наш город стал известным своим поделочным камнем — малахитом — далеко за пределами России?

Об этом наш сегодняшний разговор с настоятелем Петро-Павловского храма, автором книги «Полевской исторический синодик» протоиереем Сергием Рыбчаком.

– Отец Сергий, собирая материалы для своей книги Вы много работали в госархивах. Что интересного Вам встречалось о личности Алексея Турчанинова, каким он Вам открылся на языке документов?

– Для себя я открыл, в первую очередь, уникальность личности Турчанинова. Алексей Федорович – сирота, который женился на дочери своего хозяина, принял его дело и развил дальше. Человек, безусловно, предприимчивый, умный, неравнодушный. Иначе бы Турчанинов-хозяин не отдал бы за простолюдина свою единственную наследную дочь. Для этого надо было обладать особыми талантом и доверием.

Но уникальность его, как заводовладельца, не в этом. Как повествуют документы, на заводах Турчанинова складывалось особое отношение к работникам, не имеющее аналогов на других заводах Урала. К примеру, всем жителям при заводах бесплатно выделялся лес для строительства жилых и хозяйственных помещений, закреплялись участки для покосов. Раз в год рабочим предоставлялся месячный отпуск летом в страдную пору.

Этим достигалось сразу несколько целей. На заводах приостанавливали на месяц-полтора основное производство, чтобы привести в должный порядок доменные печи, отремонтировать оборудование, поправить плотинное хозяйство и так далее. В то же время рабочие получали возможность использовать отпуск для заготовки сена и дров на долгую уральскую зиму, отремонтировать постройки и переделать массу других нужных дел, выполнение которых требовал сам уклад горнозаводской жизни. Ведь сносное существование заводских семей достигалось путем ведения натурального хозяйства, так как на один заработок кормильца жить можно было только впроголодь. Тот же экономический расчет лежал в основе бесплатного школьного обучения и медицинской помощи. Грамотного человека гораздо легче обучить нужной для завода профессии, от немощного и больного на заводе один убыток. Искусство управления заводским хозяйством по-турчаниновски состояло, по всей видимости, в том, что он, насколько это было возможно без ущерба для личных интересов, старался не перегибать палку в отношениях с рабочими.

Именно за такие вольностипо отношению к рабочим Турчанинова много критиковали другие заводовладельцы, к примеру, потомки Строгановых, Демидовых. За то, что Турчанинов, скажем так, слишком либерально относился к своим обязанностям.

Если это перевести на современный язык…

– Турчанинов вел политику социально ответственного бизнеса, если это перевести на современный язык. Подтверждением, что он действительно был социально ответственным предпринимателем, служит хотя бы факт получения им дворянства. Он получил его не за то, что имел три завода, а совсем по другому поводу.

– Тогда за что?

– За то, что Полевской и Сысертский заводы успешно оборонялись во время пугачевского восстания. Во время бунта к Пугачеву присоединялись рабочие и крепостные крестьяне по всей России. Но интересно, что когда пугачевские шайки подходили к Полевскому и Сысертскому заводу, ни рабочие, ни крестьяне к ним не только не присоединились, а более того, рабочие вместе с управляющими заводами организовали отпор этим шайкам. Здесь-то и показала себя во всей красе политика социально ответственного бизнеса. В Полевском и Сысерти рабочие в течение нескольких дней сдерживали нападение бунтовщиков. За эту удачную оборону городков Турчанинов и получил дворянский титул.

Надо отметить, что такие исторические объекты, какПетро-Павловскийи Свято-Троицкий храмы в Полевском, храм в честь Анны пророчицы и Симеона Богоприимца в Сысерти – построены на средства Алексея Федоровича и Фелицаты Турчаниновых. Они до сих пор стоят и стали украшением уральских городов.

Вот это историческая правда, которую мы должны восстановить с точки зрения современной историографии.А она заключается, в первую очередь, в документально засвидетельствованных фактах, а не в чьих-то вымыслах.

– Почему в советское время Турчаниновых не очень жаловали?

– Такое отношение было оправдано во времена советской идеологии, идеологии классовой вражды и ненависти. Но современная Россия переживает иной исторический этап. Сегодня нет оснований пробуждению исторической лжи в отношении отдельных личностей, которые повлияли на развитие города, и уж тем более классовой ненависти.

– Пишут, что о Турчанинове не очень лицеприятно высказывался Бажов.

– Нельзя пользоваться, как достоверным источником, сказами Бажова. Необходимо разделять идеологическую классовую точку зрения Бажова от его литературного таланта. Это более достойно и правильно.

Кем был Бажов? Сначала семинаристом. В книге «Неизвестный Бажов» засвидетельствовано, как Павел Петрович несколько раз корректировал свою биографию. Известно, что Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище с будущим настоятелем Полевского Петро-Павловского храма протоиереем Николаем Дягилевым, был в молодости дружен со многими священниками. Внучка о.Николая рассказывала, как она отнесла во время сбора экспонатов для будущего музея Бажова в Екатеринбурге семейные фотографии, где её дед сидел рядом с Павлом Петровичем. Впоследствии эти факты Бажов и его библиографы отрицали, поскольку они выдавали его связь с православием, от которого он отрекался.

Затем Бажов примкнул к меньшевикам, был активнейшим членом их партии. Потом быстро сориентировался, переметнулся к большевикам и яростно клеймил уже меньшевиков. Поэтому верить словам такого человека несерьезно с этической точки зрения. Надо верить документам, иначе мы никогда не восстановим историческую правду.

– Отец Сергий, так называемый Господский дом, или дом Турчаниновых, сегодня находится в полуразрушенном состоянии. Что Вы думаете по поводу судьбы этого здания?

– В Петро-Павловском храме я служу уже 22 года. За эти годы мы приложили много усилий для восстановления храма, начиная от фундамента и заканчивая шпилем. В этом году Петро-Павловскому приходу исполняется 285 лет. Можно сказать, что наш храм – самое старинное здание в Полевском. Оно построено на личные средства Турчанинова, что подтверждено документально.

Дом управляющего первым медным заводом, мимо которого я езжу более 20 лет и с сожалением смотрю, как он разрушается – это тоже исторический памятник. Более того, это единственное напоминание, что здесь был первый медеплавильный завод, с которого и начинался наш город. Могу сказать, что в нашем городе не так много зданий, которые имеют настоящую историческую ценность для современных полевчан и будущих поколений. Если в городе будет халатное отношение к тем немногим сохранившимся историческим объектам, случится беда. Беда и нравственная, и духовная, и историческая.

Меня восхищает опыт Северского трубного завода. Музейный комплекс «Северская домна» при нынешнем управляющем директоре Михаиле Зуеве превратился в настоящий музей металлургической промышленности на Урале. Сегодня это еще и прекрасное место, где проводятся конференции, культурные мероприятия, духовные фестивали. Похвально, что завод реализует такие проекты, поддерживает историческую связь поколений.

При этом не надо забывать, что история Полевского начиналась с разработки Гумешек. Если бы не это медное месторождение, не было бы и нашего города. К сожалению, на территории современного машиностроительного завода не сохранилось ни музея, ни построек того времени. Современное поколение школьников не может наглядно видеть и объективно изучать историю нашего города, которая начиналась с южной части. Возле Господского дома находилась базарная площадь – центр тогдашнего Полевского. Сейчас этот исторический район, надо с сожалением признать, приобрел печальное зрелище.

Через пару лет город будет праздновать свое 300-летие. Я не специалист в области архитектуры и не мне судить о возможностях восстановления исторического особняка Турчанинова, но думаю, что посильные варианты есть. Можно было бы создать комиссию, которая бы занялась оценкой исторической ценности этого объекта. Пусть это будет просто музей, просто декоративное строение, которое связывает современную историю с нашим прошлым. Но это тот артефакт, с которого начинается история города, и нельзя допустить, чтобы он исчез бесследно. Как мы будем смотреть в глаза следующим поколениям, если немногие исторические объекты, связанные с прошлым города, превратятся в груду развалин?

Беседу вела Ольга Максимова

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!